Симпатическая система человека

У взрослых мы наблюдали чаще 3-4 узла. Уменьшение количества узлов по сравнению с новорожденными происходит за счет концентрации ганглиозной массы 2-3-го и 4-5-го поясничных узлов.

Симпатические узлы у плодов раннего возраста связаны 2-3 соединительными ветвями с близлежащими спинномозговыми нервами. У плодов 7-8 месяцев и новорожденных узлы посылают 5-6 соединительных ветвей.

Отмечается асимметрия в расположении, форме, количестве узлов и в направлении соединительных ветвей. В крестцовом отделе симпатического ствола количество узлов у плодов 4-5 месяцев достигает 3-4, а у плодов 7-8 месяцев и новорожденных среднее количество узлов доходит до 4-5, овальной и звездчатой формы.

У взрослых мы наблюдали 4 (реже 5) узлов звездчатой формы, связанных соединительными ветвями с 2 и даже с 3 близлежащими нервами. Длина ветвей уменьшается каудально.

Между стволами в поясничном и крестцовом отделах имеются поперечные связи, соединяющие узлы или узел с межузловой ветвью.

В области первого копчикового позвонка на его передней поверхности, симпатические стволы соединяются петлей, на которой чаще расположен непарный копчиковый узел. В 30% исследований мы наблюдали двойной копчиковый узел, который посылает ветви к копчиковому сплетению.

Морфологические исследования структурной организации двигательного аппарата имеют огромное прикладное значение и направлены на более глубокое понимание функциональной деятельности. Особенно следует отметить важность морфологических исследований, вскрывающих влияние функции на структуру мышечной системы.

Исследования в этом направлении дают большой экспериментальный материал, который уже сегодня позволяет вскрыть ряд закономерностей (А. К. Ковешникова, 1938; Г. И. Пейсахович, 1954; Л. М. Зайцева, 1969, и др.). Изучая особенности строения любого органа, в том числе и мышцы, всегда следует учитывать те условия со стороны функциональной деятельности, которые могут быть обеспечены соответствующей структурой.

Именно такой подход к рассмотрению структурной организации двигательной системы позволяет определить целый ряд ее особенностей (К. И. Кульчицкий, 1969).