Правомерность сопоставления питекометрических и антропометрических данных

Тем самым нами констатировано известное сходство в гормональной опосредованности половой и соматической дифференцировки у человека и негоминидного катарринового примата. Подводя итог сказанному, можно заключить, что во всех изученных возрастах перипубертатного периода выявляется астено-пикноморфный градиент в распределении показателей количественной секреции (экскреции) половых стероидов — эстрогены, соотношение их активных и неактивных фракций, андрогены по показателю 17-КС. На протяжении перипубертатного периода от раннего пубертаса до постпубертатного времени дифференциация эстрогенных и андрогенных индексов по астено-пикноморфной координате усиливается, достигая кульминации, по-видимому, уже в зрелом пубертасе женщин и мало меняясь в дальнейшем. По андрогенам (17-КС) различия выражены не в меньшей степени, чем по эстрогенам, что особенно подчеркнуто в начале пубертатного периода, когда пикноморфная тенденция в телосложении связана в первую очередь именно с повышением андрогенной активности.

Уже в И лет у наблюдавшихся нами акцелерированных по соматическому, скелетному, половому развитию девочек преобладают лица мускулыю-дигестивного типа с повышенным развитием компонента мезоморфии и подчеркнутым расширением таза относительно плеч. Распределение половых стероидов по астено-мезоморфной координате в мужских группах Изучение нескольких мужских групп перипубертатного периода (9, 13, 14, 15, 19 лет) показало, что наиболее отчетливое распределение андрогенов (по показателю 17-КС) существует по астено-мезоморфной координате.

С возрастом происходит заметное усиление астено-мезоморфного градиента от едва уловимой тенденции в 9 лет до различий в 1,5 раза и более по уровню андрогенизации между мускульным и астеноморфным вариантами в пубертатном и постпубертатном периодах.