Кожные туберкулиновые пробы

И. В. Походзей (1974) установила четкое различие в частоте выявления туберкулезных антител у больных туберкулезом в фазе обострения и у здоровых лиц. У взрослых при наличии активного процесса туберкулезные антитела регистрировались с помощью реакции непрямой гемагглютинации, гемолиза, Кумбса и иммунолюминесцентного метода исследования у большинства больных (83,3-91,5%), в то время как в группе здоровых лишь у незначительного числа лиц (3,5% -15%). У здоровых детей частота выявления в крови специфических антител не превышала 3,2%, в то время как в активной фазе туберкулезного процесса они регистрировались у 66-85% больных, причем эффективность серологического исследования специфических антител при туберкулезе повышается при одновременном использовании нескольких реакций. Одновременное исследование сывороток крови с помощью реакций непрямой гемагглютинации и иммунного гемолиза повышает выявляемость специфических антител у больных туберкулезом детей при активной фазе заболевания до 90%, а применение четырех иммунологических реакций до 98%. Увеличение частоты выявления специфических антител при одновременном использовании нескольких серологических реакций наблюдали также Б. Е. Кноринг (1974), Froman (1966), Shanker (1966), Khulles и Subrachmanyam (1972).

В первой половине текущего столетия кожные туберкулиновые пробы довольно успешно применялись в дифференциальной диагностике туберкулеза.

Однако в настоящее время эти пробы в связи с вакцинацией, инфицированием атипичными микобактериями, а также вследствие других причин утратили свое значение (особенно в развитых странах). В частности, Е. А. Гинзбург (1966) показал, что интенсивность туберкулиновых проб у здоровых и больных туберкулезом лиц в ответ на туберкулина практически не отличается.

А. Г. Вагин, А. А. Куликов (1964) обнаружили у лиц с несомненно установленным диагнозом туберкулеза отрицательные результаты туберкулиновых проб.